Фрагмент для ознакомления
2
Рекреационный туризм – один из важнейших видов туризма, который активно развивается в Калининградской области. Маркетинговые подходы играют ключевую роль в продвижении туристических услуг и достопримечательностей региона. Рассмотрим некоторые из них:
1. Целевое наращивание потенциала региона. Развитие инфраструктуры, строительство новых объектов, обустройство пляжей и т.д. Привлечение крупных инвестиций, в том числе и иностранных, в развитие рекреационного туризма.
2. Продвижение специализированных туристических продуктов. Организация туристических программ, посвященных истории, культуре, гастрономии и виноделию региона, предоставление возможности попробовать местную кухню и вина.
3. Развитие бренда Калининградской области. Результаты опросов показывают, что большинство респондентов ассоциируют Калининград с морем, немногим менее - с янтарём, второе место занимают ассоциаций с немецким названием города, философом Кантом и Европой, третье место – ассоциации города с уютом, зеленью и домом.
4. Поддержка информационно-рекламной деятельности. Размещение рекламы в различных источниках, включая интернет, телевидение, печатные СМИ и социальные сети, так же разработка общей стратегии маркетинговой деятельности и ее последующая реализация.
5. Создание туристического кластера. Это совместное предприятие, объединяющее компании и предприятия, специализирующиеся на производстве и продаже туристических услуг. Кластер позволит сократить издержки на рекламу, повысить качество услуг и гибкость в управлении туристической деятельностью. Основная цель создания туристического кластера – это повышение конкурентоспособности Калининградской области на туристическом рынке за счет синергетического эффекта.
6. Развитие экологического туризма. Экологический туризм – это вид туризма, который учитывает окружающую среду. В Калининградской области много уникальных природных зон и заповедников, которые могут привлечь многих туристов. Центром поддержки предпринимательства и калининградским представительством Федерации рестораторов и отельеров был подготовлен список из пятнадцати мест для экотуризма и отдыха в исторических местах (например, гостевой дом «Целинбург», Олений хутор «Мушкино», Замковое имение Langendorf и другие).
7. Развитие цифровых технологий. Введение новых технологий и инноваций в туристическую индустрию. Разработка мобильных приложений и онлайн-сервисов для бронирования туров, поиска информации и организации отдыха в Калининградской области. Например, популярным приложением является «Куршская коса», т.е. интерактивный гид для посещения национального парка).
Особую роль в продвижении туристских услуг играет туристического портал Калининградской области, отражает все необходимые сведения об области, в частности, информацию по достопримечательностям, экскурсиям и культурным программам области. Стоит отметить тот факт, что туристический портал не является рекламным ресурсом, и направлен на формирование позитивного образа региона в глазах пользователей портала и потенциальных туристов. Т.е. такой портал направлен в первую очередь, на то, чтобы у пользователей портала сформировалось желание посетить Калининградскую область с туристкой целью.
Эти и другие маркетинговые подходы помогают продвигать рекреационный туризм в Калининградской области. Они способствуют повышению привлекательности региона для туристов, развитию инфраструктуры и увеличению доходов от туризма.
3.3 Рекомендации по маркетингу регионального рекреационного туризма.
Для разработки рекомендаций по маркетингу регионального рекреационного туризма был проведен SWOT-анализ сектора туризма и рекреации Калининградской области выглядит следующим образом:
Сильные стороны:
- богатое культурное наследие, природные достопримечательности и пейзажи Калининградской области, такие как Куршская коса, замки и крепости, музеи и мемориалы;
- расположение на Балтийском море, что обеспечивает большие возможности для развития пляжного отдыха, водных видов спорта и круизных поездок;
- наличие разнообразных курортных зон, спа-отелей, санаториев;
- разнообразие развлечений и активного отдыха, таких как серфинг, конный спорт, экскурсии, фестивали и другие культурные и развлекательные события в туристической сфере.
Слабые стороны:
- недостаточная развитость инфраструктуры туристической отрасли в ряде городов области (Неман, Озерск, Гусев, Черняховск, Тильзит);
- географическое положение, т.к. на настоящее время существует ряд моментов, сдерживающих развитие туризма в области: закрытые границы в связи с геополитической обстановкой;
- финансовые и организационные проблемы, связанные с реставрацией и сохранением культурных и исторических объектов;
- сезонность туризма, что приводит к нестабильности для бизнеса в отрасли.
Возможности:
- развитие морских перевозок и расширение транспортной инфраструктуры по всей области для удобства туристов;
- внедрение новых технологий в сферу туризма;
- новые инвестиции в отрасль туризма и возможность создания новых рабочих мест.
Угрозы:
- ухудшение геополитической ситуации, которое сказывается на всех сферах жизнедеятельности в области;
- рост конкуренции со стороны других курортных регионов в России и Европе;
- поощрение развития туризма в других регионах России, что может означать потерю потенциальных туристов для Калининградской области;
- потенциальные экологические проблемы, связанные с увеличением количества туристов в области.
Таким образом, SWOT-анализ сектора туризма и рекреации Калининградской области показал, что у данного региона есть свои преимущества и недостатки, возможности и угрозы. Основными преимуществами Калининградской области являются ее уникальный климат, наличие исторических и культурных достопримечательностей, богатая природа и наличие курортных зон. Однако, на сегодняшний день туристический потенциал региона не полностью реализован, так как имеются проблемы с транспортной доступностью и сервисом в ряде городов области, а также имеются негативные последствия от ограничения транзитного сообщения.
Для увеличения потока туристов и развития отрасли рекомендуется проведение маркетинговых мероприятий, направленных на продвижение Калининградской области как культурно-исторического и природного центра. В качестве возможных мероприятий можно предложить:
1. Организация многодневных туров из разных городов России, включающих услуги трансфера (как авиа, так и ж/д путями), проживания, питания и культурно-познавательной программы. На данный момент найти такие туры достаточно проблематично, особенно если рассматривать малые города страны. Необходимо развивать сотрудничество с туристическими компаниями в городах по всей стране. Данные туры могут быть приурочены к событийному туризму в Калининградской области.
2. Разработка новых туристических маршрутов, включающих в себя научные, культурные, природные и исторические достопримечательности региона. Стоит сделать упор на развитие туризма не только на «раскрученные» города области (Калининград, Зеленоградск, Светлогорск), но и на другие, которые тоже могут похвастаться туристско-рекреационным потенциалом, например, тот же Гусев и Черняховск.
Также можно предложить общие маркетинговые рекомендации по повышению спроса и организации предложения туристских услуг на примере Калининградской области:
1) Развитие сотрудничества области в туристических целях с дружественными странами. Например, в настоящее время проводятся переговоры с китайскими партнерами об открытии прямых рейсов в Калининград.
2) Продвижение туристического портала Калининградской области посредством заключения договора с SEO специалистами.
3) Развитие сельского и экологического туризма, что может включать в себя, например, реконструкцию усадеб.
4) Возрождение и создание знаковых якорных объектов, например, таких как «Старый город».
5) Усиление продвижения региона через социальные сети, а именно через контекст рекламу. Самые распространённые способы это – создание веб-сайтов туристических компаний, размещение баннерной рекламы, рассылка рекламных предложений по электронной почте, передача информации об услугах посредством создания иллюстрированных CD-ROM (мультимедийная технология) и т.д.
6) Сделать упор на развитие гастрономических туров, так как один из самых привлекательных аспектов туризма это возможность познакомится с культурой и национальной кухней региона. Рестораны и кафе, предлагающие блюда национальных кухонь региона, являются важным магнитом для туристов, поэтому разработка туров данного вида является актуальной.
7) Поддержка развития музейного дела. Так как Калининград знаменит своим историческим наследием, которое проистекает из его ранней прусской и германской истории, то разработка новых музейных проектов и проведение выставок несомненно будет способствуют увеличению числа туристов.
8) Создание масштабной лояльной программы поможет не только удержать постоянных гостей, но и привлечь новых. Например, предлагать скидки и бонусы за бронирование туров или бронирование снова после первой поездки.
9) Особое вниманием стоит уделить внедрению централизованного обучения экскурсоводов, так оно имеет ряд преимуществ, а именно:
1. Стандартизация качества услуг экскурсоводов. Централизованное обучение гарантирует, что все экскурсоводы будут иметь одинаковые знания и навыки в области организации экскурсий и предоставления информации туристам. Это позволит повысить качество услуг и укрепить репутацию не только отдельных туристических компаний, но и региона в целом.
2. Экономия времени и ресурсов. Централизованное обучение позволяет проводить обучение более эффективно и экономически, чем отдельное обучение каждого экскурсовода. Обучение можно проводить в онлайн-формате или в масштабных группах, что значительно сократит затраты на обучение.
3. Лучшие практики и обмен опытом. Централизованное обучение дает возможность экскурсоводам взаимодействовать, обсуждать свои вопросы и проблемы, обмениваться лучшими практиками и опытом. Это, в свою очередь, может привести к совершенствованию услуг и повышению уровня профессионализма.
4. Удобство для клиентов. Стандартизация качества услуг и уровня знаний экскурсоводов позволит клиентам лучше понимать, что они получат от услуг компаний, и быть уверенными в их качестве.
Перспективы развития туризма и гостеприимства в Калининградской области включают в себя усиление работы по продвижению отечественных туристических операторов, создание новых туристических маршрутов и продуктов, стимулирование развития малого бизнеса в туристическом секторе и повышение качества предоставляемых услуг. Ожидается, что этот регион станет еще более популярным среди туристов и привлечет больше инвестиций в развитие туристической инфраструктуры. В связи с реализацией программы "Калининград - 2035" и поддержкой развития туризма со стороны правительства, в регионе появляются новые возможности для развития инфраструктуры и улучшения сервиса для туристов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Laws E. Tourist destination management – issues, analysis and policies / E. Laws. – London: Routledge, 1995. – 208 p
2. Leiper N. Tourism management / N. Leiper. – 3rd edn. – Sidney: Pearson Education Australia, 2004. – 326 p
3. Абабков Ю. Н. Маркетинг в туризме: учебник. / Ю. Н. Абабков. Инфра-М, 2014. –С.28-29
4. Боголюбов В.С. Экономика туризма: учебное пособие / В.С. Боголюбов, В.П. Орловская. – М.: Академия, 2008. – 189 с.
5. Большой гид по Калининграду и области [Электронный ресурс]. URL: https://story.tutu.ru/bolshoj-gid-po-kaliningradu-i-oblasti
6. Гончарова Н.А. Развитие туристской дестинации / Н.А. Гончарова. − Ольборг: Институт истории, международных и социальных исследований Ольборгского университета, 2010. – 152 с.
7. Демьянская Д.В. Перспективы и проблемы туризма Калининградской области // В сб.: Тенденции развития туризма и гостеприимства в России: Мат. Всерос. студ. науч. конф. 2019. С. 97-100.
8. Дерендяева Т.М. Проблемы развития индустрии туризма Калининградской области в условиях пандемии коронавируса и цифровизации экономики // Балтийский экономический журнал. 2021. №4(36). С. 15-25.
9. Дурович А. П. Маркетинг в туризме: учебное пособие для вузов/А. П. Дурович. — М.: ИНФРА-М, 2010. — С.35-36
10. Духовная Л.Л. Современное состояние туристской инфраструктуры Калининградской области: перспективный взгляд // В сб.: Стратегии и современные тренды регионального туризма и гостеприимства: Мат. Всерос. науч.-практ. конф. 2019. С. 214-221.
11. Духовная Л.Л., Скабеева Л.И. Специфика функционирования международных и национальных гостиничных цепей на рынке гостиничного бизнеса в Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т.12. №2(80). С. 20-32. DOI: 10.24411/1995-042X-2018-10202.
12. Духовная Лилия Леонидовна, Никольская Елена Юрьевна, Успенская Марина Евгеньевна ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ТРАНСФОРМАЦИИ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ // Сервис в России и за рубежом. 2022. №1 (98). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-problemy-i-perspektivy-razvitiya-turizma-i-gostepriimstva-v-kaliningradskoy-oblasti-v-period-transformatsii-turistskih
13. Итоги, тренды, прогнозы: калининградские власти — о турсезоне 2020 и 2021 // РБК [Электронный ресурс]. URL: https://kaliningrad.rbc.ru/kaliningrad/22/01/2021/600ae1529a7947858cfe3ae4
14. Калининград 2022 – все о городе с фото и видео [Электронный ресурс]. URL: https://wikiway.com/russia/kaliningrad/
15. Карпова Г.А., Хорева Л.В. Экономика и управление туристской деятельностью: учеб. пособ.: в 2-х ч. Ч. 1. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.
16. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз; пер. с англ. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮнитиДана, 2012. – 1071 с.
17. М. Н. Калининградская область - регион для развития молодёжного туризма // StudNet. 2021. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kaliningradskaya-oblast-region-dlya-razvitiya-molodyozhnogo-turizma
18. Минаева Я.А., Тихонова Л.И. Анализ развития туристской инфраструктуры Калининградской области // В сб.: Тенденции и проблемы развития индустрии туризма и гостеприимства: Мат. VII Межрегион. науч.-практ. конф., посв. 105-летию РГУ им. С. А. Есенина. 2020. С. 61-65.
19. Семенова Л.В. Туристско-рекреационные ресурсы Калининградской области - фактор конкурентоспособности территории // В сб.: Человек в современном мире: экология, рекреация, туризм: Мат. IV Кавказского экологического форума. 2019. С. 127-132.
20. Тибекина Ю.Ю. Исследование привлекательности новых направлений туризма в Калининградской области // В сб.: Проблемы и перспективы развития индустрии гостеприимства Калининградской области глазами молодых ученых: Мат. науч.-практ. сем. студентов и магистров. Калининград, 2018. С. 36-40.
21. Цыринова, Н. С. Маркетинг в туризме / Н. С. Цыринова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27.2 (131.2). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36458/ (дата обращения: 15.03.2022)
24. COVID-19 Consumer Sentiment Snapshot #1: Setting the Baseline. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/publications/2020/covid-consumer-sentiment-survey
22. Шабляускене Е.В. Развитие международного приграничного сотрудничества в области туризма на примере формирования трансграничного туристического кластера «Европейский Байкал» // Без границ: продвижение туристского потенциала Калининградской области на российском и зарубежных туристских рынках. 2017. С. 91-106.